Сегодня 08 октября в храме свт. Митрофана Воронежского прошла Божественная Литургия

Сегодня 08 октября в храме свт. Митрофана Воронежского прошла Божественная Литургия. Богослужение возглавил настоятель храма священник Антоний Антонов. Ему сослужил клирик этого же храма протодиакон Александр Зайцев. Один из Престолов посвящен прп. Сергию Радонежского.
8 октября мы вспоминаем преставление одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Основные вехи земного пути преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца, известны почти всем. И на фоне столь безусловного и всеобщего почитания иногда размывается понимание, какую удивительную роль сыграл этот подвижник в судьбе Православия в России. Постараемся прояснить этот вопрос. 

Известно, что монахов часто называют «пустынножителями», «пустынниками», а место их подвига — «пустынью». Именно к такому уединению с юности стремился и благочестивый Варфоломей, вскоре принявший постриг с именем Сергий. Он очень тщательно выбирал место для своей кельи — подальше от мирской суеты, наедине с Пресвятой Троицей.

Но и вся Русская земля в XIV веке в определенном смысле могла называться пустыней: иноческая жизнь находилась в упадке. Многие обители были разорены татаро-монгольскими набегами, монахи убиты или рассеяны.

Сегодня иногда можно услышать мнение, будто захватчики вполне лояльно относились к Церкви, не возбраняли духовную жизнь — но это опасное заблуждение. Действительно, нападавших по большому счету не интересовал «Бог русских», их занимала только нажива: награбить, как можно больше сейчас и получать большую дань в будущем. Также их интересовали пленники-рабы: уводили детей, женщин, мужчин… Всех, кто оказывал сопротивление — убивали. В такой ситуации ни о какой лояльности или, тем более, поддержке духовной жизни речи быть не может.

Жительство в монастыре, особенно, с молодости представлялось большинству русских людей чем-то странным, тяжелым и, в общем-то, необязательным. Благочестивые люди уходили в обитель в старости на покой (подобным образом поступили и родители прп. Сергия), зачастую постриг принимали непосредственно перед смертью. В монастырях нередко жили, кому как придется, с собственным имуществом и по своим представлениям.

И вот в такой обстановке порыв и неустанное подвижничество преподобного стало настоящим светочем! Из жития мы знаем, что к нему начали стекаться люди со всей округи — почему? Что так влекло православных в лесную глушь? Кто-то хотел просто получить наставление, совет, а другие мечтали остаться и подвизаться вместе с Сергием. Люди увидели, почувствовали, что есть истинная христианская жизнь, что человек рядом с ними живет ею и стяжал большую милость Творца.

Безмолвно удаляясь в пустыню, преподобный Сергий проповедовал. Причем, настолько внятно и ярко, что его дела увлекали и захватывали ближних и дальних.

Преподобный Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по нынешнее время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой лавре.

 

просмотры (8)